Главная / Без рубрики / Система ранней помощи

Система ранней помощи

     Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р принята Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.

     В связи с этим одной из важнейших задач региональной социальной политики становится создание системы раннего выявления и комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка. Правильно организованная ранняя коррекция нарушений здоровья способна предупредить появление вторичных нарушений, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка. При этом необходимым условием успешной работы с детьми младенческого и раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающей деятельности. Не менее важными условиями эффективности являются: межведомственное взаимодействие, наличие единых стандартов и моделей оказания ранней помощи, менеджмент и наличие профессиональных компетенций специалистов служб ранней помощи. Таким образом, применение данной технологии становится актуальной.

Цель: минимизация отклонений в состоянии здоровья детей раннего возраста на основе комплексной межведомственной и квалифицированной помощи ребенку и его семье.

Задачи:

  1. Максимально раннее выявление детей с проблемами  развития на территории муниципального образования.
  2. Междисциплинарная комплексная оценка состояния здоровья и развития ребенка, психолого-педагогических  способностей и возможностей родителей, других членов семьи.
  3. Определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработка индивидуальной программы их коррекции.
  4. Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи.
  5. Обеспечение преемственности между СРП и учреждениями здравоохранения и образования.

Целевая группа:

   1. Дети с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе дети-инвалиды раннего возраста – дети, относящиеся к возрастной группе от 0 до 3 лет и имеющие отклонения от нормального психического и физического  развития различной степени выраженности, вызванные врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальном комплексном сопровождении их развития.

   2. Семьи, осуществляющие воспитание и уход за такими детьми.

     Ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста семи-восьми лет.

Механизм реализации

Этапы организации ранней помощи:

1-й этап. Выявление детей, нуждающихся в ранней помощи:

1.1.      Выявление и информирование семей с детьми раннего возраста, нуждающихся в помощи, происходит в процессе взаимодействия с учреждениями системы здравоохранения, социальной защиты посредством распространения информационных материалов (памятки, буклеты), демонстрации презентационного материала и пр.

1.2.      Первичный прием, который необходим для определения степени нуждаемости ребенка и его семьи в услугах отделения раннего вмешательства, а также для определения объема и перечня основных услуг ранней помощи, по итогу которого принимается решение о включении семьи в программу помощи либо о получении консультативной помощи.

1.3.        Включение в программу ранней помощи.

2-й этап. Создание и реализация программы ранней помощи:

2.1.      Междисциплинарная оценка развития. Для проведения междисциплинарной оценки развития используются диагностические инструменты и методы, направленные на выявление основных проблем ребенка: KID и RCDI, наблюдение, интервьюирование, а также данные амбулаторной карты.

2.2.      Междисциплинарный консилиум. Каждый специалист представляет свои диагностические результаты, которые позволяют выделить основные направления помощи семье, опираясь на сильные стороны ребенка и его особенности.

2.3.   Разработка и реализация индивидуальной программы помощи семье. Программа составляется на основе результатов проведенной углубленной оценки ведущим специалистом, который определен междисциплинарной командой, совместно с родителями с учетом приоритетов, установок и возможностей семьи, совместно с другими специалистами команды.

3-й этап. Переход ребенка в другие программы/учреждения.

На данном этапе происходит подбор учреждения, взаимодействие специалистов ОРВ и специалистов медицинских, образовательных, социальных, досуговых учреждений в период адаптации. По окончании индивидуальной программы специалисты службы переводят ребенка и семьи в другие структуры.

Методические материалы (методические издания, информационные брошюры и буклеты) по вопросам социального обслуживания граждан и организации долговременного ухода за нуждающимися (подготовлены КГКУ “РМЦ”)

Скачать (PDF, 41.62MB)

Скачать (PDF, 5.75MB)

Скачать (PDF, 389KB)

Скачать (PDF, 336KB)

Скачать (PDF, 620KB)