Главная / Без рубрики / Система долговременного ухода

Система долговременного ухода

     В декабре 2017 года в Правительстве Российской Федерации по Поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина был утвержден Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода (далее – СДУ) за гражданами, нуждающимися в уходе (пожилого возраста и инвалидами).

     Система долговременного ухода — это комплексная программа поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность самообслуживания.

     Главная цель СДУ – обеспечить людям, нуждающимся в уходе, достойный уровень жизни и максимальную реабилитацию, а также обеспечить поддержку их семьям.

     Проект реализуется совместными усилиями Минтруда и Минздрава России, Агентства стратегических инициатив и региональных администраций. За разработку методологии, на основании которой будет реализовываться соответствующий комплекс мер, отвечает Благотворительный Фонд «Старость в радость».

     Система долговременного ухода включает в себя:

  1. Cбалансированное социальное и медицинское обслуживание.
  2. Организацию помощи на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок.
  3. Поддержку семейного ухода.

     Система долговременного ухода обеспечивает достойное качество жизни с возможным уровнем самореализации, независимости, автономии и активной деятельности пожилых людей и инвалидов.

 Целевые группы системы долговременного ухода: 
  1. Нуждающиеся в уходе пожилые граждане.
  2. Нуждающиеся в уходе инвалиды.
  3. Нуждающиеся в уходе неизлечимо больные граждане.
  4. Граждане Российской Федерации, оказывающие надомную помощь.

Этапы работы Системы долговременного ухода

  • Типизация – формирование групп получателей социальных услуг в зависимости от их способности к самообслуживанию и нуждаемости в постороннем сопровождении: от краткой помощи в быту до стационарного ухода 24х7.
  • Маршрутизация – определение места оказания социального и медицинского обслуживания; организация перемещения между учреждениями, оказывающими уход.
  • Межведомственное взаимодействие – координация взаимодействия органов здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры и спорта.
  • Координация – функционирование координационных центров, включающих колл-центр, “Горячую линию”, межведомственную базу данных нуждающихся в уходе, институт кураторов.
  • Стандартизация – внедрение стандартов всех типов ухода и классов нуждаемости в уходе: единого гарантированного уровня ухода по всей стране на дому и в стационаре, обеспеченного государственными и частными ресурсами; создание системы контроля качества оказываемых услуг.
  • Инфраструктура – создание разных типов ухода (формального – на дому с участием мед.работников и работников других организаций и неформального – на дому с помощью родственников и близких членов семьи), мест ухода (в стационаре и на дому), услуг (частных и государственных компаний и организаций); достижение динамического баланса между потребностями нуждающихся в уходе и возможностями инфраструктуры.
  • Информирование – информационное сопровождение инициативы на федеральном, региональном и местном уровнях; формирование толерантного отношения общества к возрастным, ментальным и физическим ограничениям; создание позитивного общественного мнения, как условия для полноценной интеграции людей с ограничениями в социум.
  • Надомный уход – осуществление ухода с участием профильных специалистов из патронажных служб, медицинских, социальных  и общественных организаций; родственный уход; прокат технических средств реабилитации (ТСР); помощь в переоборудовании жилья; социальные гарантии для родственников.
  • Обучение – организация обучающей деятельности для сотрудников социальных учреждений и работников, обеспечивающих сопровождение; включение тематических курсов по организации системы долговременного ухода в программы профессионального образования.

Функционирование системы долговременного ухода

     1. Регулярная оценка потребности граждан в долговременном уходе (типизация) и внесение данных в реестр – бригада медицинских и социальных работников по месту проживания граждан проводит оценку нуждаемости (инструменты оценки – системы ADL, IADL, MMSE и др.), включая в оценивание дополнительные критерии “Социальный статус” и “Финансовую обеспеченность”.

     2. Присвоение гражданам “класса нуждаемости в уходе”.

     3. Определение методов долговременного ухода и мест оказания ухода (маршрутизация) с использование следующих инструментов оценки: помощь на дому, помощь в учреждениях, медицинская помощь, неформальный / родственный уход.

    4. Дальнейшее сопровождение граждан с назначенными методами долговременного ухода и мест его получения кураторами.

     5. Долговременный уход, включающий следующие компоненты:

– стандарты ухода,

– систему реабилитации,

– кадры системы контроля,

– инфраструктуру и обеспечение,

– неформальный / родственный уход.

Инфраструктура

  • Координационный центр
  • Стационарные учреждения: геронтологические центры, дома-интернаты, психоневрологические интернаты и т.д.
  • Домашний уход, патронажные службы
  • Пункты проката и выдачи ТСР
  • “Школы родственного ухода”

Методические материалы (методические издания, информационные брошюры и буклеты) по вопросам социального обслуживания граждан и организации долговременного ухода за нуждающимися (подготовлены КГКУ “РМЦ”)

Скачать (PDF, 4.7MB)

Скачать (PDF, 2.21MB)

Скачать (PDF, 1.64MB)

Скачать (PDF, 950KB)

Скачать (PDF, 1.78MB)

Скачать (PDF, 356KB)

Скачать (PDF, 620KB)

Презентация по теме

“Долговременный уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами”