Главная / Без рубрики / Организация досуговой деятельности

Организация досуговой деятельности

Аннотация.

     В современной практике социального обслуживания населения широко применяются разнообразные технологии по организации досуговой деятельности граждан, в том числе старшего поколения. Работа мини-клубов,  кружков, студий направлена на формирование позитивных интересов у получателей социальных услуг в разных сферах жизнедеятельности. В предлагаемых нашим учреждением методических рекомендациях представлен опыт по внедрению досуговых практик в отдаленных населенных пунктах Шарыповского района.

Введение.

     Досуговая или клубная деятельность, как условно можно ее обозначить, на высоком уровне ведется в организациях социального обслуживания, в которых в достаточном количестве имеются для этого технические, материальные и кадровые ресурсы: помещения, наличие у получателей социальных услуг возможности самостоятельного доступа к учреждению в пределах города или большого районного центра, обеспеченность специалистами соответствующего профиля. В то же время в подобных условиях существует определенная группа пожилых граждан, у которых наблюдается высокий уровень мотивации на социальную организованность, стремление вести активный образ жизни.

     Получатели социальных услуг нашего учреждения проживают в сельской местности на определенном расстоянии от районного административного центра, где фактически и находится здание организации. У них отсутствует возможность централизованно посещать мероприятия, так как личные транспортные расходы достаточно велики. Организовать систематический подвоз с использованием автомобилей учреждения также не представляется возможным.

    В рамках партнерских соглашений получателям социальных услуг обеспечена возможность посещения культурно-массовых, спортивных и других мероприятий, организованных в каждом селе района. Однако посетить их может далеко не каждый, особенно получатели социальных услуг на дому, среди которых большинство имеют стойкие ограничения возможности здоровья в связи с наличием инвалидности или возраста.

     Именно такая категория получателей услуг наиболее нуждается в дополнительной деятельности по организации их досуга, в поддержании у них позитивного настроения и стремления к активному времяпрепровождению с учетом индивидуальных особенностей.

       В связи с этим методика организации социальных мини-клубов и клубных объединений была адаптирована для применения в нашем учреждении с учетом специфики предоставления социальных услуг.

     Цель представляемой работы – оказание практико-ориентированной  помощи специалистам по социальной работе, социальным работникам, чья деятельность включает в себя функции по организации досуга получателей социальных услуг в условиях территориальной удаленности.

Задачи:

– представить схему практической организации клубной деятельности для получателей социальных услуг, в том числе на дому, с учетом территориальных особенностей предоставления социальных услуг;

– повысить уровень компетентности специалистов по социальной работе и социальных работников для обеспечения успешной деятельности по организации досуга получателей социальных услуг в условиях территориальной отдаленности;

– по результатам качественно организованной досуговой деятельности повысить уровень жизненной активности обслуживаемых граждан.

Целевая группа.

     Социальные работники, специалисты по социальной работе и другие сотрудники организаций социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги пожилым гражданам, проживающим в отдаленных от административных центров территориях и не имеющим возможности самостоятельно посещать мероприятия.

     Предложенная схема может быть применима в работе с гражданами старшего поколения индивидуально, в форме организации мини-групп в  процессе предоставления социальных услуг, в особенности на дому.

     Также предложенная тема может быть рекомендована к включению в образовательную деятельность учреждения в виде проведения обучающих занятий для сотрудников, чья профессиональная деятельность связана с оказанием социальных услуг гражданам категории 50+.

Эффективность использования.

     В нашем учреждении социальные работники, предоставляющие социальные услуги на дому, проживают в тех же территориях, что и обслуживаемые ими граждане – 21 населенный пункт Шарыповского района.

     Специалисты по социальной работе осуществляют свою деятельность, в том числе, по участковому принципу, оказывают услуги на территориях 7 сельсоветов района.

     Работа с применением предлагаемой методики «Организация досуговой деятельности в отдаленных сельских населенных пунктах» организована в учреждении с 2017 года.

     Необходимо отметить, что для нашей организации внедрение указанных технологий стало инновационным направлением, так как ранее такая работа не проводилась, в том числе по причине недостаточной  компетентности работников в этой сфере.

      В настоящее время в учреждении функционирует Клуб позитивного общения «Новые горизонты» для граждан пожилого возраста и инвалидов, который включает в себя 17 клубных объединений в 12 населенных пунктах Шарыповского района. Деятельность Клуба обеспечивают 19 социальных работников, в том числе 15 – в индивидуальном порядке, 4 – попарно.

     Клубные объединения осуществляют свою деятельность в трех направлениях: творчество (рукоделие, цветоводство с элементами флористики, кулинарное искусство, швейное дело), формирование навыков здорового образа жизни (скандинавская ходьба), познавательно-информационное (виртуальный туризм, клуб любителей кино и литературы, знакомство с интернет-ресурсами).

     Мероприятия проводятся по индивидуальным графикам объединений, но не реже 1 раза в месяц. В настоящее время учитываются особенности профилактических мероприятий по недопущению распространения коронавирусной инфекции. 

     Например, занятия скандинавской ходьбой организованы социальным работником в д.Усть-Парная через день, творческие встречи в клубном объединении «Бабульки могут все» – еженедельно, обучение бытовым навыкам шитья, самообслуживания, работы на приусадебном участке в объединении «Умелые руки» в д.Скворцово –  в соответствии с индивидуальными графиками обслуживания и т.д.

     Таким образом, на сегодняшний день обеспечивается дополнительная досуговая занятость более 80 человек (41% от общего количества получателей социальных услуг на дому), в основном, это одинокие пенсионеры и инвалиды, получающие социальные услуги на дому.

     В процессе внедрения в учреждении технологии «Организация досуговой деятельности в отдаленных сельских населенных пунктах» был применен проектный метод управления.

Содержательная часть.

  1. Подготовительный этап.

   1.1. Инициативной группой проведен анализ ресурсов учреждения, разработаны механизмы внедрения инновационных услуг в учреждении, сформирован план мероприятий, обозначены основные векторы и ключевые точки проекта по внедрению технологии.

   1.2. Для социальных работников и специалистов по социальной работе проведен цикл обучающих занятий по теме «Организация досуговой деятельности получателей социальных услуг. Технологии по организации досуга и формированию позитивных интересов, способы их применения в работе с гражданами разных категорий».

   1.3. В рамках самообразовательной деятельности по вышеуказанной теме специалистами по социальной работе были подготовлены сообщения-презентации и представлены на коллегиальное обсуждение.

   1.4. Социальным работникам и специалистам по социальной работе было предложено определить тематику деятельности по организации досуга получателей социальных услуг с учетом имеющихся ресурсов учреждения,  своих индивидуальных предпочтений и возможностей.

   1.5. Организационно-методическим отделением разработан комплект локальных нормативных актов по сопровождению клубной деятельности:

– Положение о клубе позитивного общения для граждан пожилого возраста «Новые горизонты»,

– планово-отчетная документация.

   1.6. Собрана «методическая копилка» примеров эффективного применения досуговых технологий в работе учреждений социального обслуживания:

– справочная литература, включая подборку отраслевых журналов,

– методические рекомендации,

– информационно-презентационные материалы.

   1.7. Организовано индивидуальное консультирование и методическое сопровождение социальных работников и специалистов по социальной работе.

  1. Основной этап.

   2.1. Формируется организационная структура клубной деятельности по организации досуга получателей услуг.

   2.1.1. Клуб позитивного общения для граждан пожилого возраста и инвалидов «Новые горизонты» (далее – Клуб) состоит из отдельных клубных объединений, расположенных в населенных пунктах района, где проживают социальные работники и получатели социальных услуг, а также в центральных усадьбах 7 сельсоветов, где по участковому принципу осуществляют прием граждан специалисты по социальной работе.

   2.1.2. Каждое объединение имеет свое название, цели и задачи, направление  деятельности, график мероприятий.

   Сотрудник, отвечающий за работу клубного объединения, осуществляет планирование, непосредственно организовывает и (или) проводит встречи, формирует аналитические и фотоотчеты, которые ежемесячно предоставляются в учреждение. При необходимости привлекает социальных партнеров в рамках соглашений о сотрудничестве (работники образовательных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения).

   2.1.3. Клубные объединения осуществляют свою деятельность в трех основных направлениях:

– творчество,

– формирование навыков здорового образа жизни,

– познавательно-информационное.

     С учетом пожеланий и возможностей получателей социальных услуг при необходимости можно расширить содержательный спектр услуг по организации досуга.

   2.1.4. При организации мероприятий в клубных объединениях используются разнообразные методы работы:

– тематические беседы, сопровождаемые наглядной демонстрацией (фотографии, видеоматериалы, презентации, литературные композиции, информационные листовки);

– практические упражнения, тренинги, мастер-классы;

– совместная творческая деятельность;

– совместные занятия адаптивными видами спорта и др.

   2.1.5. Мероприятия в клубных объединениях проводятся в следующем формате:

– индивидуально на дому у каждого получателя социальных услуг;

– в мини-группах на дому у одного из получателей социальных услуг, взявшего на себя функции лидера-активиста; состав таких групп определяется, в основном, по принципу территориальной приближенности участников клуба друг к другу;

– в помещениях библиотек, сельских домов культуры, учреждений образования.

   2.1.6. Общее руководство деятельностью Клуба осуществляет заведующий организационно-методическим отделением, в зону его ответственности входит также подготовка аналитических материалов, помощь в организации мероприятий, подготовка предложений по повышению эффективности и развитию клубной деятельности.

  1. Аналитический этап.

   В процессе деятельности по организации досуга получателей социальных услуг инициативная группа на промежуточных совещаниях рассматривает представленные аналитические материалы, обсуждает текущие события и при необходимости вносит соответствующие корректировки.

   Таким образом, проект по внедрению в учреждении инновационных  услуг с применением технологии «Организация досуговой деятельности в отдаленных сельских населенных пунктах» развивается: социальные работники и специалисты по социальной работе, уже организовавшие клубные объединения, совершенствуют свои профессиональные навыки в этой области, с остальными осуществляется индивидуальная консультативно-разъяснительная работа.

   В дальнейшем планируется организация выставок творческих работ получателей социальных услуг, в том числе с использованием фотографий изделий, размещение информационных материалов на официальном сайте учреждения, оформление тематических стендов.

Заключение.

   Представленные методические рекомендации по организации досуговой деятельности для получателей социальных услуг, проживающих в отдаленных от административного центра территориях и не имеющих физического доступа к проводимым мероприятиям, могут быть использованы для работы с разными категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке.

   Специалист сможет быстро адаптировать материал для практического применения с учетом особенностей обслуживаемых, наполнить его новым содержанием, исходя из потребностей и возможностей получателей услуг.

   Организация досуговой деятельности по предложенной схеме не требует больших материальных затрат, специально организованного пространства в учреждении и способствует вовлечению в клубную деятельность получателей социальных услуг, имеющих ограничения в   самостоятельном доступе к досуговым и информационным ресурсам.

     Данные рекомендации были представлены на конкурсе методических разработок “Новые горизонты-2018” в г.Красноярске в ресурсно-методическом центре. 

С полным текстом можно ознакомиться ниже по ссылке:

Скачать (PDF, 430KB)