Главная / Без рубрики / Система долговременного ухода

Система долговременного ухода

Система долговременного ухода

     В декабре 2017 года в Правительстве Российской Федерации по Поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина был утвержден Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода (далее – СДУ) за гражданами, нуждающимися в уходе (пожилого возраста и инвалидами).

     Система долговременного ухода — это комплексная программа поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность самообслуживания.

Главная цель СДУ – обеспечить людям, нуждающимся в уходе, достойный уровень жизни и максимальную реабилитацию, а также обеспечить поддержку их семьям.

Проект реализуется совместными усилиями Минтруда и Минздрава России, Агентства стратегических инициатив и региональных администраций. За разработку методологии, на основании которой будет реализовываться соответствующий комплекс мер, отвечает Благотворительный Фонд «Старость в радость».

     Система долговременного ухода включает в себя:

  1. Cбалансированное социальное и медицинское обслуживание.
  2. Организацию помощи на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок.
  3. Поддержку семейного ухода.

Система долговременного ухода обеспечивает достойное качество жизни с возможным уровнем самореализации, независимости, автономии и активной деятельности пожилых людей и инвалидов.

 Целевые группы системы долговременного ухода: 
  1. Нуждающиеся в уходе пожилые граждане.
  2. Нуждающиеся в уходе инвалиды.
  3. Нуждающиеся в уходе неизлечимо больные граждане.
  4. Граждане Российской Федерации, оказывающие надомную помощь.

Этапы работы Системы долговременного ухода

  • Типизация – формирование групп получателей социальных услуг в зависимости от их способности к самообслуживанию и нуждаемости в постороннем сопровождении: от краткой помощи в быту до стационарного ухода 24х7.
  • Маршрутизация – определение места оказания социального и медицинского обслуживания; организация перемещения между учреждениями, оказывающими уход.
  • Межведомственное взаимодействие – координация взаимодействия органов здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры и спорта.
  • Координация – функционирование координационных центров, включающих колл-центр, “Горячую линию”, межведомственную базу данных нуждающихся в уходе, институт кураторов.
  • Стандартизация – внедрение стандартов всех типов ухода и классов нуждаемости в уходе: единого гарантированного уровня ухода по всей стране на дому и в стационаре, обеспеченного государственными и частными ресурсами; создание системы контроля качества оказываемых услуг.
  • Инфраструктура – создание разных типов ухода (формального – на дому с участием мед.работников и работников других организаций и неформального – на дому с помощью родственников и близких членов семьи), мест ухода (в стационаре и на дому), услуг (частных и государственных компаний и организаций); достижение динамического баланса между потребностями нуждающихся в уходе и возможностями инфраструктуры.
  • Информирование – информационное сопровождение инициативы на федеральном, региональном и местном уровнях; формирование толерантного отношения общества к возрастным, ментальным и физическим ограничениям; создание позитивного общественного мнения, как условия для полноценной интеграции людей с ограничениями в социум.
  • Надомный уход – осуществление ухода с участием профильных специалистов из патронажных служб, медицинских, социальных  и общественных организаций; родственный уход; прокат технических средств реабилитации (ТСР); помощь в переоборудовании жилья; социальные гарантии для родственников.
  • Обучение – организация обучающей деятельности для сотрудников социальных учреждений и работников, обеспечивающих сопровождение; включение тематических курсов по организации системы долговременного ухода в программы профессионального образования.

Функционирование системы долговременного ухода

1. Регулярная оценка потребности граждан в долговременном уходе (типизация) и внесение данных в реестр – бригада медицинских и социальных работников по месту проживания граждан проводит оценку нуждаемости (инструменты оценки – системы ADL, IADL, MMSE и др.), включая в оценивание дополнительные критерии “Социальный статус” и “Финансовую обеспеченность”.

2. Присвоение гражданам “класса нуждаемости в уходе”.

3. Определение методов долговременного ухода и мест оказания ухода (маршрутизация) с использование следующих инструментов оценки: помощь на дому, помощь в учреждениях, медицинская помощь, неформальный / родственный уход.

4. Дальнейшее сопровождение граждан с назначенными методами долговременного ухода и мест его получения кураторами.

5. Долговременный уход, включающий следующие компоненты:

– стандарты ухода,

– систему реабилитации,

– кадры системы контроля,

– инфраструктуру и обеспечение,

– неформальный / родственный уход.

Инфраструктура

  • Координационный центр
  • Стационарные учреждения: геронтологические центры, дома-интернаты, психоневрологические интернаты и т.д.
  • Домашний уход, патронажные службы
  • Пункты проката и выдачи ТСР
  • “Школы родственного ухода”

В учреждении организована работа по внедрению элементов системы долговременного ухода, включающая:

-предоставление дополнительной платной социальной услуги “Прокат ТСР”,

-проведение обучающих занятий для социальных работников и специалистов по социальной работе с предоставлением методических материалов (по отдельному плану),

-информационно-просветительская деятельность,

-участие работников в обучающих семинарах,

-оформлена методическая подборка информационно-справочных материалов, подготовленных ресурсно-методическим центром (ознакомиться можно в разделе “Методические материалы” на нашем сайте);

-разработаны и оформлены методические рекомендации по организации досуговой деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, консультирования инвалидов.

Методические рекомендации по организации работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами. 

Скачать (PDF, 430KB)